Социальный проект

«Почетные граждане Геленджика»

Управление образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» муниципального образования город-курорт Геленджик

г. Геленджик 2022

Паспорт социального проекта «Почетные граждане Геленджика»

 

п/п

Информационные разделы паспортаОписание разделов паспорта проекта
1Наименование образовательной организацииМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» муниципального образования город — курорт Геленджик
2Название проекта«Почетные граждане Геленджика»
3Руководитель проекта

Ходырева Татьяна Николаевна –директор МАОУ ДО «ЦРТДиЮ»;

Нестеренко Вера Владимировна –педагог-организатор МАОУ ДО «ЦРТДиЮ».

4

Актуальность проекта

Актуальность заключается в том, подрастающее поколение нуждается в достойных примерах для подражания. В каждом городе, населенном пункте есть люди, о которых хочется рассказать всем. Жива память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги. История родного края, города – это не только события, происходившие на его земле, это и люди, творившие историю своим трудом, всей своей жизнью.
5Цель проектаРазработка и реализация комплекса организационно-управленческих мероприятий по формированию гражданского самосознания, позитивного отношения подрастающего поколения к обществу, государству,  социальной солидарности, гражданственности, семье, труду, творчеству.
6

Задачи проекта

— создать условия для осуществления ученической поисковой и проектной деятельности по сбору биографической информации о почетных гражданах муниципального образования город-курорт Геленджик через участие в исследованиях, конкурсах;

— развивать познавательный интерес к социально значимой общественной деятельности и волонтерскому движению изучение истории, культуры родного края;

— воспитывать у обучающихся гражданско-патриотические чувства любви к малой родине, уважительное отношение к историко-культурному наследию родного края;

 — развивать организаторские, творческие, коммуникативные способности при общественной поддержке активно работающих активистов РДШ;

— формировать условия для самоопределения в мире ценностей и социализации.

7Целевая группа, на которую направлен  проектОбучающиеся образовательных организаций, лидеры ученического (школьного) самоуправления
8Взаимодействие с учреждениями и организациями

— МАОУ ДО «ЦРТДиЮ;

— Образовательные организации муниципального образования город-курорт Геленджик;

— Управление образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик;

— Дума муниципального образования город-курорт Геленджик;

9Описание проекта (содержание и механизмы реализации)Молодые геленджичане узнают о жизни, деяниях, поступках земляков, которые упорным трудом смогли достичь заметных высот в самых разных отраслях, при поддержке общественности, выражая признательность за высокие заслуги и достижения, в различные годы получили звание «Почетный гражданин муниципального образования город-курорт Геленджик». Почетные граждане – самый ценный инструмент воспитания подрастающего поколения, раскрытия подлинно духовного и интеллектуального потенциала города-курорта Геленджик. Школьный актив каждой общеобразовательной организации города – курорта выбирает себе «героя», исследует и представляет его заслуги и достижения. Сама поисковая деятельность уже воздает честь человеческому таланту, труду, упорству, воле и милосердию. Само звание символизирует глубочайшее уважение и признание огромных заслуг людей, чья жизнь неразрывно связана с нашим городом. Почетными гражданами становятся люди самых разных профессий, представители разных сфер деятельности. С помощью данного проекта мы стремимся привлечь молодежь (подрастающее поколение) к реализации себя, своих талантов на благо общества, опираясь на исследуемый «пример». Проект становится открытой книгой, каждая страница которой посвящена уважаемым людям, своим трудом прославившим город. При подведении итогов всегда возникает ощущение душевного единения. Итогом поисковой деятельности станет создание Аллеи Славы и составление книги «Почетные граждане муниципального образования».
10Тип проектасоциальный, творческий
11Этапы (с датами) и механизмы реализации проекта

2021-2022 учебный год:

Стартовый период:

С 8 по 15 октября 2021 – «Россия! Дело! Шанс!» — Стартовые линейки активистов РДШ муниципального образования город-курорт Геленджик;

18 февраля 2022 – «Почетные граждане муниципального образования город-курорт Геленджик» — Городской конкурс активистов РДШ «Лидер ли ты?»;

С 12 по 19 мая 2022 – Смотр деятельности органов ученического самоуправления и активов РДШ, Смотр документации и стендов РДШ и УС, проведение итогового мероприятия с представлением творческого отчета за год в общеобразовательных учреждениях.

22 мая –  Итоговый, презентация работы:

Чествование призеров и победителей проекта

12Ресурсное обеспечение реализации проекта137.500 руб. (смета прилагается, Приложение 12)
13Новизна проектаОдной из главных ступеней духовно-нравственного развития подрастающего поколения, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Основная идея работы – использование творческого потенциала школьников, раскрытие их талантов, предоставление возможности поделиться своими знаниями и опытом с другими, развитие интереса к истории  и историческим  личностям родного  города.
14Информация о результатах реализации проектаДанный проект можно реализовать ежегодно с участием школьников, ветеранов, родителей.

Социальный проект «Почетные граждане Геленджика» разработан МАОУ ДО «ЦРТДиЮ» при поддержке Управления образования, депутатов Думы муниципального образования город-курорт Геленджик на основе Конституции Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Закона от 31 июля 2020 г. 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2020-2025 г.г.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025), Примерной программы воспитания школьников (2022), Концепции развития дополнительного образования детей.

Актуальность.

С 01.09.2021 года все образовательные организации РФ начали работать по новой программе воспитания. Одна страна — общая цель воспитания — личностное развитие обучающихся.

В ст. 2 Федерального Закона от 31 июля 2020 г. и 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» п. 2 изложен в новой редакции: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Аспекты проекта:

Социальный – повышение социальной активности обучающихся, обретение социального опыта.

Психологический – повышение стремления детей к общению, переживание чувства общности и доверия.

Педагогический – создание условий для социально-значимой деятельности, выработка чувства солидарности, формирование зрелой гражданской позиции.

Проект является одним из направлений по решению проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения через изучение жизненного пути личности, проживающей (проживавшей) на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, внесшей весомый вклад в развитие города.

Цель — Разработка и реализация комплекса организационно-управленческих мероприятий по формированию гражданского самосознания, позитивного отношения подрастающего поколения к обществу, государству, социальной солидарности, гражданственности, семье, труду, творчеству.

Задачи:

— создать условия для осуществления ученической поисковой и проектной деятельности по сбору биографической информации о почетных гражданах муниципального образования город-курорт Геленджик через участие в исследованиях, конкурсах;

— развивать познавательный интерес к социально значимой общественной деятельности и волонтерскому движению, изучению истории, культуры родного края;

— воспитывать у обучающихся гражданско-патриотические чувства любви к малой родине, уважительное отношение к историко-культурному наследию родного края;

 — развивать организаторские, творческие, коммуникативные способности при общественной поддержке активно работающих активистов РДШ;

— формировать условия для самоопределения в мире ценностей и социализации.

Теоретический материал по теме:

Основой развития воспитания в Российской Федерации являются базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

образование — знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

личность – это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

социализация   — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

социальный статус – место человека в системе общечеловеческих отношений.

социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

Механизм реализации проекта.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство, включая МАОУ ДО «ЦРТДиЮ», общеобразовательные организации, Управление образования, Думу муниципального образования город-курорт Геленджик.

При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами;

Проект реализуется через следующие формы работы:

Вовлечение в деятельность, сотрудничество: семинары, консультации, встречи;

проведение городских мероприятий: Стартовая линейка, Слет ГГДОО;

проведение городских конкурсов в рамках городского движения школьников муниципального образования город-курорт Геленджик

— смотр документации школьного самоуправления.

Риски:

— сходимость интересов общеобразовательных организаций при выборе исследуемой Личности;

— инертность;

— недостаточность сведений о гражданах, получивших почетное звание в 80-ые годы.

Формирование информационной среды

Список Почетных граждан, информацию о которых собирает образовательная организация, фиксируется в приложении №4 к Приказу о городском конкурсе активистов Российского движения школьников муниципального образования город-курорт Геленджик «Лидер ли ты?».

Представление (защита проекта) производится публично в каждой общеобразовательной организации по графику.

Подведение итогов проходит в торжественной обстановке при поддержке депутатов Думы муниципального образования.

Мероприятия освещаются в местных СМИ и в социальных сетях образовательных организаций.

Ожидаемые результаты.

В результате осуществления Проекта ожидается:

— формирование самоопределения в мире ценностей и социализации при

разработке индивидуального проекта (по каждому Почетному гражданину);

— повышение эффективности патриотической работы, формирование гражданского самосознания, позитивного отношения подрастающего поколения к обществу, государству, социальной солидарности, гражданственности, семье, труду, творчеству;

— повышение познавательного интереса к социально значимой общественной деятельности и качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

 — внедрение новых форм и методов работы по данному направлению, составление деловых предложений по развитию проекта;

— обеспечение духовно-нравственного единства в школе;

— развитие общественной поддержки деятельности РДШ;

— обобщение результатов поисковой деятельности через оформление Аллеи Славы «Почетных граждан», выпуска буклета «Почетные Граждане»;

Этапы работы

1. Ознакомительный

Сентябрь 2021г. Молодые геленджичане узнали об истории возникновения (Приложение 1) звания «Почетный гражданин», о жизни, деяниях, поступках земляков, которые упорным трудом смогли достичь заметных высот в самых разных отраслях, выражая признательность за высокие заслуги и достижения. Почетные граждане – самый ценный инструмент воспитания подрастающего поколения, раскрытия подлинно духовного и интеллектуального потенциала города-курорта Геленджик. Сама поисковая деятельность уже воздает честь человеческому таланту, труду, упорству, воле и милосердию. Само звание символизирует глубочайшее уважение и признание огромных заслуг людей, чья жизнь неразрывно связана с родным городом. Почетными гражданами становятся люди самых разных профессий, представители разных сфер деятельности.

С помощью данного проекта мы стремимся привлечь молодежь (подрастающее поколение) к реализации себя, своих талантов на благо общества, опираясь на исследуемый «пример». Проект становится открытой книгой, каждая страница которой посвящена уважаемым людям, своим трудом прославившим город.

2. Основной.

С начала 2021-2022 учебного года, получив на Стартовой линейке письмо-обращение (приложение 4), все образовательные учреждения муниципального образования город-курорт Геленджик включились в активную работу по сбору материала о жизни, биографии и трудовой деятельности Почетных граждан города. У каждой школы конкретный человек со своей особенной судьбой! (Приложение 9 – список Почетных граждан, включенных в деятельность проекта)

Большую помощь в сборе материала, организации встреч, работы с архивом и музеем оказывают депутаты Думы муниципального образования город-курорт Геленджик во главе с Председателем Михаилом Дмитриевичем Димитриевым.

25 января 2022 года в ЦРТДиЮ состоялся расширенный семинар для участников городского конкурса активистов Российского движения школьников «Лидер ли ты?», педагогов-организаторов и старших вожатых образовательных учреждений муниципального образования город-курорт Геленджик. Участников встречи приветствовала директор ЦРТДиЮ, депутат городской Думы Татьяна Николаевна Ходырева, которая обратила особое внимание на значимость проведения конкурса в наступившем году. Конкурс посвящен Почетным гражданам города-курорта Геленджик.

Опытом организации работы с Почетными гражданами поделилась создатель регионального общественного фонда поддержки культуры, науки и образования «Петербургское наследие и перспектива», директор фестиваля «Почетные граждане Санкт-Петербурга» Галина Александровна Ефимова. Представив систему работы города Санкт-Петербурга, Галина Александровна, вдохновила всех присутствующих на реализацию этой значимой работы.

Председатель краевого Совета пионерской организации, кандидат философских наук Галина Михайловна Калягина поддержала инициативу проведения в городе такого рода мероприятий, проведя параллель с историей пионерского движения.

Представители образовательных учреждений обратились с предложениями по работе с архивом, организации встречи с Почетными

гражданами города к депутату Думы Хохлову Роману Николаевичу, решение которых взял на собственный контроль.

Умение держаться перед аудиторией, культура речи, убедительность и умение за ограниченное время раскрыть тему – важные составляющие успешного выступления. Для участников конкурса – учащихся образовательных учреждений было проведено занятие-тренинг педагогом дополнительного образования театр-студии «Браво» ЦРТДиЮ Яной Георгиевной Раковских.

Для всех присутствующих педагог дополнительного образования объединения «Видео-творчество» МАОУ ДО «ЦРТДиЮ» Александр Геннадиевич Екимов раскрыл секреты создания успешных фото и видео, которые участники могут использовать при подготовке презентации о Почетных гражданах.

Далее, в связи с введенными ограничениями, по отдельному графику, в рамках проведения городского Конкурса «Лидер ли ты» (см. Положение, приложение 3 и Приказ Управления образования, приложение 2) образовательные организации представляли и публично защищали свой проект в школах. Форма представления «Почетного гражданина» выбиралась самостоятельно (доклад, коллективное выступление, творческое выступление и т.д.). Материалы поисковой деятельности оформлены на школьных стендах.

 

3. Итоговый.

12 мая 2022 года в 15.00 по итогам проведения конкурса (см. Приказ – Приложение 7, и Приказ о церемонии награждения, Приложение 8) в большом зале Дворца культуры курорта состоялась Торжественная церемония награждения победителей и участников городского конкурса активистов Российского движения школьников «Лидер ли ты?» «Почетный гражданин: от социальной активности к общественному признанию». На мероприятии присутствовали ныне живущие в городе-курорте «Почетные граждане», ветераны пионерского и комсомольского движения, ветераны труда, представители общественности.

Собранные материалы готовятся к размещению на Аллее Славы, которая торжественно откроется 28 октября 2022 года, информация о «Почетных гражданах» для распространения будет издана в формате буклета.

 Заключение

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений, усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Социальная среда оказывает влияние на личность, преломляясь через его внутренний мир. Патриотическое воспитание в широком смысле включает в себя воздействие на личность окружающей среды и общества, формируя у молодого человека определенные качества, взгляды, убеждения и культуру поведения.

Почетные граждане Геленджика – это Личности, каждый из которых может стать достойным примером для подрастающего поколения.

Мероприятия по данному проекту реализованы в 2021-2022 учебном году в полном объеме. Однако, учитывая мнение участников проекта, при поддержке социальной среды и выросшей активности школьников, социальный проект «Почетные граждане Геленджика» будет продолжен в 2022-2023 учебном году. На стартовой линейке в сентябре 2022 года школы получили следующее письмо-обращение детям на 2022-2023 учебный год. (Приложение 5). В план деятельности по дальнейшей реализации проекта включен перечень ежемесячных мероприятий (Приложение 6).

История вопроса

Почетный гражданин — это звание, которое присваивается высшим руководящим органом территории, населённого пункта города в качестве награды за заслуги перед этой территорией, населённым пунктом и символизирует «исключительную форму выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством». Хочу отметить, что не стоит путать «общеимперское» почетное гражданство с «почётным гражданством» городов. Последнее, хотя и не регулировалось законодательно, было весьма широко распространено в России [5]. Города
нередко предоставляли это звание различным лицам, известным своими заслугами, но как почётный титул, он не был сопряжен ни с какими обязанностями и его статус не регулировался законодательно [2].
В России термин «почетный гражданин» активно использовался с 1832 по 1917 года и присваивался лицам, не принадлежавшим к дворянскому сословию. Это звание давало право на освобождение от рекрутской повинности, подушной подати и телесных наказаний и делилось на два разряда: потомственное и личное. Потомственное право получали по рождению дети личных дворян, православного духовенства (при условии получения ими высшего или среднего духовного образования с отличием). Личное «почетное гражданство» могли получить дети православного духовенства, не имевшие высшего или среднего духовного образования, чиновники X — XIV классов, лица, имевшие особые заслуги. «Почетные граждане» приобретали право на титул «ваше благородие». «Почетное гражданство» было создано с целью ограничить получение дворянского звания и одновременно распространить ряд привилегий на купцов, чиновников, детей личных дворян и священников [4].
Интересно знать, что «почетное гражданство» исчезло в советском российском государстве вместе с уничтожением чинов и сословий. Существенным дополнением является то, что рассматриваемое понятие

относительно городов не было упразднено, но все же внимание в его сторону значительно снизилось.
Именно тогда начали свое законное существование принципиально иные формы признания со стороны общества, известные и на современном этапе развития российского государства. Так, знак «почетный гражданин» в России в то время заменяли достойные альтернативы в виде званий почетного депутата Совета, почетного красноармейца или же почетного ударника. Кроме того, особое внимание со стороны государственных органов правления уделялось стахановцам, рабочим и колхозникам. Особой актуальностью пользовались звания почетных жителей различных городов (граждан), а также почетных крестьян. Важно дополнить, что перечисленные выше поощрения за выдающиеся заслуги, которые поставили начальную точку своему существованию еще во времена Советского Союза, в соответствии со своим содержанием имели много общего непосредственно с современным почетным гражданством.
Как было уже сказано ранее в 1917 г. институт почетного гражданства был практически полностью искоренен. Тем не менее, звание почетный гражданин России возобновило свою жизнь спустя некоторый период времени.
Так, уже в 1967 году оно было введено государственными властями в тридцати шести центрах республиканского, краевого и областного назначения. Весьма интересным является тот факт, что вскоре столь достойное звание начало присваиваться практически во всех центрах. Знак отличия был актуален для граждан на различных уровнях, будь то республиканская, областная или краевая степень. Кроме того, государственные власти ввели награждение активным жителям городов, районных центров, поселков городского типа, а также деревень. Весьма неожиданным было то, что официальным образом стали учреждаться соответствующие звания для почетных граждан района, округа и, конечно же, области [6].

Почетное гражданство наконец-то получило официальное юридическое оформление непосредственно в нормативном законодательстве относительно государственных местных органов самоуправления. Как правило, оно сводилось к выпуску двух немаловажных документов. Первым из них служило решение о произведении операции по учреждению почетного звания. Вторым же было положение о присвоении звания почетного гражданина.
За годы советской власти статус «почетный гражданин» был присвоен великому множеству выдающихся личностей и позже в соответствии с хронологической последовательностью эти люди были записаны в
о
специально учрежденной для этих целей книге «Книга почетных граждан», которая хранилась в городском совете. На сегодняшний день эту книгу принято считать своеобразной историей института «Почетных граждан» [6].
В целях поощрения жителей города Геленджик, внёсших огромный вклад в развитие городского хозяйства, на XII сессии Геленджикского городского Совета трудящихся 13 созыва от 18 апреля 1973 года, было принято решение о присвоении звания «Почётный гражданин». С 1973-1980 год было присвоено звание Герою Советского Союза Холостякову Георгию Никитичу и Гришанову Василию Максимовичу.
В 2008 г. по инициативе главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик В.А. Хрестина решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 19 августа 2008 года № 115 «О внесении изменений в решение XII сессии Геленджикского городского Совета депутатов трудящихся 13 созыва от 18 апреля 1973 года «Утверждение Положения о звании «Почётный гражданин города Геленджика» принято решение возродить традицию по присвоению звания «Почетный гражданин муниципального образования город-курорт Геленджик» [1].
По состоянию на сегодняшний день в Геленджике всего 37 «почетных гражданина города-курорта Геленджик» [7], из которых 15 уже умерло.

Ежегодно количество присваиваемых званий не должно превышать двух в годовом отношении [6].

Список использованной литературы:
1. www.gelendzhik.org
2. www.wikipedia.org
3. https://mteipretive.ni/termin/pochetnye-grazhdane.html
4. www.interpretive.ru
5. www.dic.academic.ru
6. www.businessman.ru
7. www.yuga.ru
8. Выписка из Центральной библиотеки им. В.Г. Короленко. «Централизованной библиотечной системы муниципального образования города-курорта Геленджик».
9. www.pamyat-naroda.su